пятница, 20 марта 2015 г.

Хроника выборов, или Дневник телефонистки

Так получилось, что мне довелось в день выборов поработать на телефоне в справочном центре ЦИКа. Звонили люди со всей страны, в основном те, кто не получил бюллетени и хотел узнать свой избирательный участок. Но были и другие звонки...

"Девушка, здравствуйте... Что мне делать? Я уехал на 2 недели отдыхать на Мертвое море. Думал, что смогу проголосовать на месте. А здесь, оказывается, нет ни одного избирательного участка! До моего места жительства более 200 километров. Ехать голосовать - это значит, потратить целый день отдыха. А за него же заплачено! Представляете, здесь отдыхает около 30 000 человек в общей сложности, и большинство из них не сможет проголосовать! У нас вообще демократия или что?"

"Здравствуйте, я инвалид, мне 90 лет. Из квартиры не выхожу. Как я могу проголосовать? Как, нет никакого решения? Я не имею права голоса?!!" - дрожащий от обиды голос прерывается, и человек кладет трубку.

"Добрый день, я "эм-байт" хостеля. У меня несколько десятков человек, которым очень трудно передвигаться. Нам обещали подвозку, но никто не приехал. Избирательный участок довольно далеко. Эти люди не дойдут. Нас кинули, мы никому не нужны"

"Здравствуйте, моя мама прописана у меня, но живет в хостеле. У них есть на месте избирательный участок, но ей не дают там проголосовать, потому что она приписана к другому участку. Она практически не ходит, проголосовать не сможет"

"Моя мама заболела, будучи в гостях в другом городе. Приехать с высокой температурой на свое место выборов она не может, а там, где она находится, ей проголосовать не дают"

"Я живу в центре, а работаю в Эйлате. До моего избирательного участка более 4 часов езды в одну сторону. Отпуск в день выборов мне не положен (есть такие виды работы - Ш. Б.). Что мне делать?!"

"Я инвалид, а мой избирательный участок непригоден для инвалидов - много лестниц. А, Вы можете указать мне участок, пригодный для инвалидов? Спасибо, но это у черта на куличках - я даже не знаю, как туда доехать"

На нынешних израильских выборах проголосовало более 70% избирателей - рекордный процент за последние полтора десятка лет. Тем не менее, судя по шквалу звонков в Информационный центр на одну и ту же тему, избирателей могло было быть гораздо больше. В первую очередь от неумной системы выборов пострадали демократические права пенсионеров и инвалидов. Самая слабая социальная категория населения не смогла выразить свою волю, потому что ей просто не дали такую возможность.

У "ручной" формы голосования есть преимущества перед компьютерной. Голосование через компьютер дает (теоретически) возможность всяким ушлым хакерам "взломать" списки голосующих и подтасовать результаты выборов. Но мне хочется верить, что при современном развитии компьютерной техники и защиты данных, а также при должном уровне контроля на избирательных участках сделать такое слишком проблематично - по крайней мере, не менее проблематично, чем взломать сайт Центробанка или, скажем, Службы национального страхования. Тем временем, голосование через компьютер полностью сняло бы проблему "приписки к избирательному участку", и свою волю смогли бы выразить еще десятки тысяч человек.

Есть и промежуточный вариант: регистрация голосующих через компьютер, а голосование (опускание бюллетеня в конверт и конверта в урну) вручную, с ручным подсчетом.

Но даже при нынешней форме голосования все можно было организовать гораздо более умно. Например, можно было бы объявить заранее о возможности "открепиться" от своего участка и заявить о своем желании голосовать в другом месте. Это не помогло бы людям, которые оказались в другом месте непредвиденно волею обстоятельств, но таких случаев все-таки было не так много. Львиная доля случаев были заранее известными или прогнозируемыми - например, удаленная от дома работа, отдых на курорте, постоянное или длительное проживание не по месту прописки. Все эти люди проголосовали бы, если бы им дали возможность заранее открепиться от своего участка.

Очень подвело многих избирателей и отсутствие "передвижных кальпи" - возможности проголосовать, не выходя из дома. Конечно, это тоже связано с возможностью всяких махинаций, давления на избирателей. Может быть, это можно было бы организовать с привлечением полиции, заранее составив списки людей, имеющих право на такую услугу. Впрочем, по этому вопросу у меня нет четкого мнения: у меня сложилось впечатление, что во многих случаях попытки "вытащить" на голосование древнего старичка или старушку, с трудом понимающих, что вообще происходит, были вызваны только желанием их детей получить дополнительный голос за свою партию - то есть, фактически, проголосовать дважды. Поэтому, возможно, отсутствие "передвижных кальпи" было правильным решением: тот, кто действительно хочет проголосовать, найдет возможность спуститься с лестницы и возьмет такси (ведь в поликлинику эти старики как-то попадают?..), а тот, кому выборы "до лампочки", и за его демократические права беспокоятся только его дети - видимо, действительно не должен голосовать.

А вот организация избирательных участков  в местах, не доступных для подъезда на инвалидной коляске или "алихоне", это, несомненно, большой прокол в организации выборов. Если выбирать можно только по месту жительства, то ВСЕ избирательные участки должны быть пригодными для инвалидов (и женщин с колясками). То, что Справочный центр может дать инвалиду адрес другого участка, где он может проголосовать с предъявлением инвалидного удостоверения, не помогает в большинстве случаев - из-за того, что это может быть слишком далеко, или на неизвестной человеку улице, и из-за того, что у очень многих людей с ограниченной подвижностью нет никакого инвалидного удостоверения.

Были и другие проблемы.
Огромное количество людей не получили выборные бюллетени. Собственно, для этого и было организовано Справочное бюро. В некоторых случаях виноваты были сами граждане, не поменявшие вовремя адрес в теудат-зеуте после переезда. Но были и такие звонки:

"Алло, я не получил бюллетень, но всю жизнь голосую на одном и том же участке. И вот я пришел сюда, а меня в списке нет... Что? Где я должен голосовать? Но это в другом районе! Я никогда там не жил!"

"Девушка, помогите найти моего мужа. Нет, он не потерялся... Он здесь, со мной. Но он не значится в списках. Я есть, а мужа нет. Мы все время живем вместе, уже много лет не меняли адреса. Что? Он вообще не фигурирует в избирательных списках?! Как такое возможно?!!"

Если учесть, что я была не единственной телефонисткой, а нас было 50 человек, то вырисовывается такая картина: сотни избирателей были просто "потеряны" Избиркомом. Мне трудно предположить, что это была какая-то сознательная афера; скорее всего, обычная бюрократическая халатность. Возможно, эти люди смогут обратиться в полицию и виновных в нарушении их прав накажут. Но реализовать свое избирательное право они уже не смогут.

И, конечно, нарушения на участках...
"Хочу пожаловаться: прихожу голосовать, а карточки с буквой "ламед" нет в ячейках! Сказала начальнику участка, он извинился - сказал, что карточки мог вынуть кто-то из избирателей, и положил в ячейку... 4 карточки этой партии. Понимаете?! Карточки других партий кладут пачками, а НДИ - 4 штуки!"

Я не большая поклонница Либермана, но еле сдерживалась, чтобы не выражать сочувствие его избирателям (нам было запрещено даже произносить названия партий, не то что выражать сочувствие). Единственное, что я могла сделать - это посоветовать людям, ставшим свидетелями процедуральных нарушений, обратиться в полицию.

"Мы с женой пришли на избирательный участок ровно в 7, потому что мы работаем и должны были успеть на работу. Прождали 15 минут, но участок так и не открыли. Пришлось уйти восвояси, иначе мы опоздали бы на работу" (Этот звонок был из Хайфы, где участки открывались в 7.00)

"Пришли голосовать к открытию, но оказалось, что работники участка не успели подписать конверты. Вот мы стоим тут уже сколько времени, а они все еще подписывают. Толпа уже собралась. Думали - рано придем, проголосуем без очереди..."

Были, конечно, и курьезы.

"Девушка, а Вы за кого голосуете? Нельзя говорить? Да я и так знаю - Вы голосуете за Биби! Вы ведь такая хорошенькая!"
Хм, откуда он знает?.. Не, не про Биби... Побольше бы таких "телефонных джентльменов"!

Вообще, конечно, Биби - потрясающий человек... Еще не было, кажется, такого политика, на имени которого строилась бы предвыборная кампания абсолютно всех крупных партий.

На невеселые мысли наводит сравнение действий Биби в последние недели и дни перед выборами, и даже в горячие часы самого дня голосования, и действия еще одного матерого политика, только меньшей "весовой категории" - Эли Ишая. Как известно, Биби удалось за считанные дни (а может, и часы) добавить своей партии 7 мандатов (по сравнению с последними опросами), а Эли Ишай в те же последние дни потерял 2 мандата, и не преодолевает электоральный барьер.

Что же такого сделал Биби?
Правильнее было бы назвать это так: "Чего он не сделал?". Он не опустился до личных "наездов" на своих врагов. Он не стал оправдываться по поводу всяких склочных кляуз и шпилек, которые лились на него потоком. Он не стал кичиться своими достижениями и выставлять вперед "раздвоенные копытца". Он не стал раздавать обещания, которые можно было бы выполнить только за чужой счет.

Он сделал, фактически, только одну вещь - поднял знамя и сказал: "Страна в опасности! За мной!" И люди встали и пошли за ним.

Эли Ишай изо всех сил держался до самого последнего момента. Но ему уж очень хотелось, чтобы именно его признали настоящим "ставленником" духовного лидера сефардов рава Овадьи Йосефа, хотя было очевидно, что правому лагерю это совершенно не важно. Тем не менее, это означало идти на прямой конфликт с Дери и партией ШАС, а параллельно и с партией "Гимель", которая традиционно считает ШАС своим партнером. Но как же сочетать это со своими собственными претензиями на то, чтобы не расколоть, а объединить весь право-религиозный лагерь?

Вплоть до самой последней недели все было сносно. Ишай рекламировал себя потихоньку в самых широких кругах израильского общества и стабильно держал 5 мандатов (если не считать истории с публикацией ролика, где рав Овадья благословляет Ишая; тогда резко упали по опросам и "Яхад", и ШАС, но по прошествии времени они выровнялись. Эта история, похоже, никого ничему не научила).

Но за несколько дней до выборов у Ишая сдали нервы (а может, это была заранее запланированная на последний момент атака, рассчитанная на то, что противник не успеет отреагировать - в таком случае, Ишай просто не оценил верно свою харизму). Харедимные районы Иерусалима были за одно утро забросаны листовками, чернящими партию "Гимель" (текст заканчивался многозначительным намеком: "Только один список..." - какой именно, не говорилось), листовками, рекламирующими "рава Марзеля" (с изображением оного "рава Марзеля" на приеме у духовных лидеров "харедим" и какими-то оправданиями), и толстой газетой под названием "Нееман" ("Верный"), изображающей Эли Ишая (опять-таки в роли "рава"), униженно склоненного и целующего руку раву Овадье, и все его великие достижения (в частности, привоз в Израиль эфиопов).

Бедному Ишаю не пришло в голову, что наивные люди воспринимают название его партии БУКВАЛЬНО. Я уже писала о том, что избирателей Ишая не интересовала даже его предвыборная платформа, не то что его прошлые "достижения". Он был - альтернативой. Люди хотели голосовать не за партию "Вместе", а за то, чтобы БЫТЬ НАКОНЕЦ-ТО ВМЕСТЕ. И вот буквально за день до выборов манящая "альтернатива" скукожилась до карикатурного образа полу-Дери - полу-Беннета. Так зачем суррогат, если есть оригинал?

В довершение всего, один из духовных лидеров "харедим", рав Шмуэль Ойербах, отколовшийся в результате конфликта от "Гимель" и создавший фракцию "Эц", видимо, подумал, что листовки против "Гимель" (в которых упоминались обиды последователей "Эц") будут восприняты людьми как его поддержка Эли Ишая, и пустил по харедимным районам машину с громкоговорителем, сообщавшую, что он не поддерживает никакую партию и дает галахическое постановление вообще не идти на выборы. В результате многие из тех, кто были недовольны "Гимель" и подумывали о том, чтобы проголосовать за Ишая, просто не пришли на избирательные участки.

Ишай получил поделом. Со свойственным Ему чувством юмора Всевышний наказал его по принципу "вэ наафох-у": правые и религиозные таки объединились - но без него.

Ну и напоследок - немножко юмора...

"Але, справочное бюро? У меня такой вопрос. Ко мне приехала подруга из Украины. Где она может проголосовать? Теудат-зеут? Нет, она не гражданка Израиля. Она вообще не еврейка! Как это зачем ей голосовать? Она же живет в еврейской стране, ест еврейский хлеб - пусть поработает на страну!"

"Девушка, я хочу пожаловаться. У меня сегодня день рождения, и представляете - никто не поздравил! Ни одна сволочь!"

Хорошо быть телефонисткой - стольким людям можно помочь:)

Комментариев нет:

Отправить комментарий